В первые дни марта в МБДОУ ДС №27 прошли муниципальные Педагогические чтения «К.Д. Ушинский. К 200-летию со дня рождения». Цель мероприятия: создание условий для достижения нового образования через использование педагогического опыта и педагогического наследия педагогов прошлого.
Были прослушаны выступления и проведен мастер – класс педагогами МБДОУ ДС №27, МБОУ СОШ №32, МБДОУ ДС №1, МБДОУ ДС №26, МБДОУ ДС №43.
МБДОУ ЦРР ДС № 15 приняла участие молодой воспитатель - Котомина М.С. Тема выступления «Идеи трудового воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского и применение их в моей педагогической практике».
Мария Сергеевна раскрыла педагогические идеи трудового воспитания К.Д. Ушинского. Поделилась с гостями и участниками мероприятия своим опытом, как идеи трудового воспитание Константина Дмитриевича воплощает в работе с детьми в своей группе «Звездочки».
Организуя трудовую деятельность, Мария Сергеевна учитывает особенности возраста своих воспитанников, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность.
Ребята в группе регулярно выполняют различные виды трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд (художественный).
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В работе педагог использует разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение художественной литературы; показ; напоминание, объяснение; личный пример и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.
Хозяйственно-бытовой труд учит ребят замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место, после занятий – помогают убирать. Протирают пыль в игровом уголке. Стирают кукольную одежду. Помогают наводить порядок на групповом участке.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки. В феврале - марте месяцах в группах детского сада проходит смотр – конкурс «Огород на подоконнике». Дети на практике узнают, что для роста растений необходимы солнце, воздух и вода. В детском саду сделаны опытные участки, где выращивают овощи, знакомятся с разной корневой системой. Узнают, что плоды бывают подземные (картофель, морковь, свекла), надземные (помидоры, огурцы, кабачки и др.). Ребята проявляют аккуратность, бережливость, заботливость, ухаживая за растениями. У дошколят формируются понятия: овощ, огород, грядка, цветник и др. В апреле 2022г. в детском саду группы старшего дошкольного возраста провели «День Эколят - юных помощников Природы». Целью данного мероприятия являлась - осознание дошкольниками необходимости сохранения, охраны и спасения природы. Отправив материал с данного мероприятия, стали участниками Всероссийского «Дня Эколят» в дошкольных образовательных организациях, школах и учреждениях дополнительного образования Челябинской области. Получили Сертификат. Труд в природе помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд (художественный труд) подразумевает изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок). Поделки становятся приятным подарком. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Знакомя с трудом взрослых, Мария Сергеевна формирует представления о значимости труда в жизни человека, дети больше стремятся участвовать в труде. Педагог учит видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата, выделять результат труда. Знакомя детей с трудом взрослых, включает в образовательный процесс наблюдения, беседы, просмотр иллюстраций, фотографий с изображением людей разных профессий, сюжетно – ролевые игры, настольные игры, картотека дидактических игр по трудовому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы).
В книжном уголке в группе организована выставка книг, иллюстраций о профессиях. Детям читают художественные произведения, вместе рассматривают иллюстрации о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота.
Игры детей подтверждают то, что деятельность взрослых является для них примером. Во время таких игр они не только передают трудовые действия, но и отношения людей к работе, взаимоотношения между участниками трудового процесс.
Не смотря на то, что свои педагогические идеи Константин Дмитриевич выдвигал в 19 веке, сейчас, когда мы живем и воспитываем детей в 21 веке, они до сих пор значимы в современной педагогике.
Старший воспитатель: Н.Л. Слободина
|